К истории отечественных программ по музыкотерапии: В. М. Бехтерев — междисциплинарный подход в науке и образовании

Орлова Екатерина Марковна, преподаватель кафедры философии, истории, теории культуры и искусства Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке, к. психол. наук (Москва) 

В статье анализируются ценностные, организационные и научные основания подхода В. М. Бехтерева к вопросам, связанным с изучением влияния музыки на соматическую и психическую сферы человека. Представлены: разносторонняя проблематика изысканий в данном направлении школы В. М. Бехтерева, характеризующая её научную программу; историко-философские и теоретико-методологические предпосылки для планирования исследований. Особый интерес представляют малоизвестные архивные документы, связанные с созданием специальной комиссии по изучению влияния музыки и с деятельностью Государственного института музыкального просвещения, входившего в структуру Психоневрологической академии, созданной В. М. Бехтеревым. Предпринята попытка осмыслить личностный потенциал учёного в развитии отечественного музыкально-терапевтического, музыкально-психологического и музыкально-педагогического знания в контексте современных проблем науки и образования. Показано, что вклад учёного в данном направлении состоит: в постановке методологии этих исследований на материалистический фундамент; в привлечении экспериментальных методов исследования музыкального воздействия; в утверждении им принципов комплексности и междисциплинарности исследований, предполагающих синтез естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин с музыкознанием; в отстаивании единства теории, эксперимента и живой практики, индивидуального подхода в вопросах изучения влияния музыки на человека в лечебном и образовательном контекстах.

 

Добавить комментарий